- Адрес личного сайта конкурсанта https://nsportal.ru/efimova-yuliya-mihaylovna
-
Информационная карта участника конкурса «Педагогический дебют» (2024год)
- Индивидуальный план профессионального развития учителя-дефектолога
- Профессиональные достижения
- Видеозапись занятия с детьми с умственной отсталостью вариант 2
- Видеозапись занятия для детей с задержкой психического развития
- Работа с детьми на уроках
- Внеурочная деятельность
- Работа с родителями
- Рекомендации по развитию познавательных процессов для педагогов
- Развитие мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ через игровые технологии
Участник городского конкурса «Педагогический дебют-2024»
Ефимова Юлия Михайловнва, учитель-дефектолог
Эссе
"Я - педагог"
«-На твоей планете», - сказал Маленький принц,
- люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, чего ищут...
- Не находят, - согласился я.
- А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды…
- Да, конечно, - согласился я.
И маленький принц сказал:
- Но глаза слепы. Искать надо сердцем…»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Размышляя на тему «Я - педагог», почему-то мысленно перенеслась в свое детство…Детский сад, школа, улица…. Вспомнила себя застенчивую, необщительную. Мало друзей. Для сверстников - я «какая-то странная».
Помню, что уже тогда, в детстве, и именно в детском саду, я определила для себя, что буду всегда защищать слабых и помогать им. «Не могу иначе» - это не просто красивые слова, эта фраза стала смыслом моей жизни, моим жизненным кредо.
Позже, в школьные годы, я продолжала следовать своему убеждению. Когда я училась восьмом классе, наш учитель по изобразительному искусству, а по совместительству ещё и педагог-организатор, Ирина Александровна Бутакова, организовала с нами волонтёрское движение «Импульс», из которого тогда же появилась и моя первая команда КВН. Задача наша заключалась в оказании помощи одиноким бабушкам и дедушкам. Мы посещали Дом престарелых, развлекали их своим творчеством, читали стихотворения, пели песни, показывали миниатюры из КВН. Другие наши ровесники не понимали, зачем нам тратить своё личное время на это, ведь можно играть, гулять, а мы не могли иначе, так как были убеждены в том, что, совершая даже незначительные, но нужные для кого-то поступки, мы делаем наш мир лучше. С этого началась моя волонтёрская деятельность, которая закономерно переросла в деятельность педагогическую.
Именно Ирина Александровна своим примером вдохновила меня на выбор профессии. Она не просто учитель, она для меня – «герой нашего времени», потому что всегда отдавала и до сих пор отдаёт всё своё личное время ученикам, при этом оставаясь творческим, позитивным и удивительным человеком, необыкновенно талантливым педагогом. Её методы и подходы в обучении и воспитании детей отозвались в моей душе не только светлыми воспоминаниями о школе, но и пробудили стойкое желание стать учителем. Так я поступила в Шадринский государственный педагогический университет на факультет «Коррекционная педагогика и психология». Почему именно это направление педагогики выбрано мной? Почему именно учитель-дефектолог? Для меня ответ очевиден: дефектолог – это учитель, логопед, психолог, помощник, наставник в одном. Уже на первой практике в университете я поняла, что выбрала верный путь. Оказывается, как много детей с ограниченными возможностями здоровья и так не много тех, кто может им оказать реальную профессиональную помощь и поддержку, а я хочу быть нужным для них человеком, потому что «я не могу иначе».
Мой профессиональный путь в школе начался с классного руководства в малокомплектном классе обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости. Я не боялась работы с особенными детьми, но очень переживала за то, как они меня воспримут. Крайне сложно войти в мир таких детей, обрести их доверие, а ещё сложнее прийти в мир родителей особенных детей, тем более молодому педагогу.
Но мне кажется, я сумела! Сумела к каждому ребёнку найти индивидуальный подход. Сумела сделать так, чтобы их родители поверили в меня. Вместе нам удалось создать какую-то особую добрую атмосферу в классе, где все помогают друг другу и поддерживают каждого. Мы вместе учимся преодолевать трудности и радоваться нашим победам. Да, потребовалось много времени на то, чтобы ученик с расстройством аутистического спектра позволил мне взять его за руку, более того, обнять … Это дорогого стоит! В этот момент ты понимаешь, что всё делаешь правильно, потому что появилось доверие со стороны ребёнка и он тебя слышит и воспринимает, а значит, я могу помочь ему достичь большего. И мне это дает еще больше сил и вдохновения для реализация своих педагогических идей.
Отношения с детьми мы выстраиваем доверительные, как в семье, ведь мой класс – это моя семья. Таким детям необходимо чувствовать себя в безопасности, им как никому другому нужна семья. И я, как мама, стараюсь быть чуткой к их настроению, их проблемам, а как учитель с помощью специальных педагогических техник и приемов помочь справиться с возникающими у детей трудностями.
Очень хочу, чтобы наш класс принимал участие в жизни школы и города. И вот шаг за шагом, потихоньку мои ребята начали играть со сверстниками из других классов на переменах, стали принимать участие в школьных мероприятиях, а это уже наша большая общая победа.
Уроки я тоже стараюсь проводить так, чтобы удержать интерес ребят на протяжении всего занятия. Нередко мы закрепляем материал по предмету «Окружающий социальный мир», посещая мастер-классы во «Дворце спорта». Так они познакомились с профессией тренер по хоккею на льду с шайбой в лице Константина Евгеньевича Виноградова. Посетили Первенство России по хоккею среди юношей до 16 лет. Побывали на занятии у тренера по футболу Александра Игоревича Миронова, примерив на себя роли вратаря и нападающего.
К своей работе я подхожу с особой теплотой, отдавая детям всё своё сердце и любовь, хотя и понимаю, что взамен я не получу обратной эмоциональной отдачи, как от детей нормотипичных, но ведь я не могу иначе.
Роль педагога сегодня выходит за рамки стен класса и школы. Мы являемся наставниками и советчиками, готовыми поддержать детей в трудных жизненных ситуациях. Но еще очень важен личный пример педагога. Для меня им стала педагог-психолог нашей школы Лариса Петровна Ершова, которая в сентябре этого учебного года в составе Гуманитарного добровольческого корпуса Югры отправилась в Курскую область для оказания психологической помощи пострадавшим и нуждающимся в этой помощи людям. У Ларисы Петровны был выбор: остаться дома со своей семьёй и продолжать работать в привычном режиме или отбросить все свои дела, сомнения, заботы и помочь тем, кто нуждается в её помощи больше всего. Она, не раздумывая, согласилась, ведь она не могла иначе. Это ли не герой нашего времени?
«Хоть человеческая жизнь дороже всего на свете, но мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто еще более ценное, чем человеческая жизнь… Но что?» - размышляет маленький принц. Герой философской сказки Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Педагог – это не просто профессия, а призвание, которое требует глубокого понимания своего предназначения, настоящей любви к детям и самоотверженности. Навсегда для меня героем времени стали такие педагоги, как Матрёна Вольская и Януш Корчак. Два великих педагога, которые своим примером доказали нам, что педагог – это больше, чем просто человек.
Матрёна Вольская, советская учительница, участник Великой Отечественной войны, партизанка, которая летом 1942 года взяла на себя руководство самой масштабной операцией по спасению детей. Хрупкой учительницей было спасено от смерти более трёх тысяч детей, которых вывели из оккупированной Смоленской области в тыл через леса.
Януш Корчак – польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Его имя навсегда вошло в историю как имя героя, совершившего подвиг во имя детей, а правильнее сказать – подвиг во имя человечества. Когда ужасная судьба еврейских сирот была решена, нацисты предложили Янушу Корчаку свободу, на что последовал ответ, что он не может этого сделать. 06 августа 1942 года Януш Корчак вошёл в газовую камеру вместе со своими воспитанниками в концентрационном лагере Треблинка. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Они не могли поступить иначе…
Педагог – это всегда про любовь к детям, жертвенность, патриотизм, чуткость, заботу, душевную теплоту и открытость. Какое бы мы время не взяли: наше, советское, столетия или тысячелетие назад, настоящие педагоги всегда обладали этими качествами. На мой взгляд, педагогика всегда основывалась на этих понятиях. Если современный учитель имеет в себе все вышеперечисленные качества, то он смело может назвать себя героем нашего времени. Эти понятия были заложены во мне моей семьёй, а помогли их развить мои учителя, коллеги и замечательные педагоги, которые стояли у основ педагогики.
Являюсь ли я героем нашего времени? Мой путь педагога только начался, и я очень хочу оставить свой педагогический след, если не в истории, то в жизни каждого из моих воспитанников.